Украинская баннерная сеть — как это было (Часть 1)

Данный текст был написан в 2009 году. Публикуется с небольшими правками.

В этом 2009 году я неожиданно для себя осознал, что с момента создания Украинской Баннерной Сети прошло 10 лет. Для человека это срок немалый, а для интернет ресурса, можно сказать, почтенный. За это время появилось много нового: ресурсы, люди, технологии. А многое ушло в небытие. Иногда мне приходится рассказывать о том, как все начиналось. И я ловлю себя на мысли, что с каждым годом какие-то детали забываются. Этот рассказ — моя фотокарточка на память, которая может быть для кого-то интересна и познавательна, а для кого-то, возможно, и поучительна.

Началось все достаточно банально — с желания сделать что-то большое, интересное, нужное. С моим компаньоном Алексеем Масем мы познакомились довольно давно: вместе учились в университете, потом некоторое время трудились в «НИИ Автоматизированных систем в строительстве» в одном отделе. В 1998 году я работал инженером в интернет-провайдере «Лаки Нет», а Алексей — администратором в Нацбанке Украины. За полгода до начала работы над проектом Алексей попросил меня помочь в размещении сайта мастерской фантастики, в которой он был старостой. Наверно с этого все и началось. Я владел системной частью: UNIX, web-сервер, DNS. Леша же разобрался c HTML, CGI и прочим веб-мастерским хозяйством.

Первым делом мы начали обсуждать проект создания поисковой системы. Почему поисковой? Да потому что на тот момент толковых поисковиков не было, а человек чаще всего работу в интернете начинает именно с поисковика. За месяц обсуждения пришли к выводу: поисковик — это очень большие аппаратные мощности, интернет-трафик, дисковые объемы. Ну а все это, конечно же, стоит денег. Больших денег. Идея Алексея: “А давай сделаем баннерную систему!” появилась в ходе обсуждений, как бы между прочим. Леша на сайте мастерской фантастики попробовал баннерные сети и имел представление, что это такое и как оно работает. В сравнении с поисковой машиной все казалось намного проще. В Украине самой большой была баннерная система Ping, также часто на украинских ресурсах можно было встретить российский RLE. Но эту нишу баннерных сетей можно было считать практически свободной. «Фишкой» системы было то, что для участия принимались только «украинские» сайты: сайты из Украины или об Украине.

Первым сервером баннерной системы был мой домашний компьютер, принесенный на узел «Лаки Нет». Одновременно он служил мне и рабочим местом. Я установил на нем FreeBSD, зарегистрировал домен banner.kiev.ua, и работа над системой началась. В течении трех месяцев была создана первая версия системы. Дизайн состоял из кучи табличек на оранжевом фоне, все программное обеспечение было написано на тяжеловесном Perl, однако на момент запуска это никого не волновало. Мы сделали что-то интересное  и были готовы показать это всем.

Старт был успешным. Надо отдать должное Леше — в течение первой недели он разослал десятки персональных писем владельцам ресурсов. Идея бесплатного обмена была подхвачена на ура, и система закрутилась. Закрутились и мы — программное обеспечение было сырое, количество показов баннеров постоянно возрастало, ну и нам хотелось добавить больше новых функций.

Особенно за наш успешный старт хотелось бы поблагодарить Олега Барановского и его uazone.net. Дело в том, что на старте вступление любого более-менее крупного ресурса в баннерную систему грозило перекосом. Его же вступление в систему и согласие потерпеть накопление баннерного долга помогло нам избежать этой опасности.

Ну и конечно огромное спасибо «Лаки Нет». Дело в том, что интернет в то время стоил на порядок больше, чем сейчас. На оплату ресурса, генерирующего столько трафика, как баннерная система, у нас просто не хватило бы денег.

Кстати о деньгах. Изначально коммерческой схемы в принципе не было, и вопрос о заработке был где-то на заднем плане. Однако прошло несколько месяцев, и зазвучали первые звонки интересующихся покупкой рекламы. Этот факт не мог нас не радовать.

Система быстро росла. С одной стороны, это был успех, но с другой — это были проблемы как технические, так и организационные. Больше сайтов, больше баннеров, больше работы по общению с пользователями, проверкой баннеров и сайтов. Если первое время с этой работой справлялись мы сами, то достаточно быстро нам потребовались помощники. Кроме того, мы нуждались в помещении, компьютере и интернете — рабочем месте администраторов системы. И снова нас выручили друзья. Работая на «Лаки Нете» я познакомился с Юрой Сафроненко, партийное прозвище Travel. В то время у него был офис на ул. Богдана Хмельницкого. С Юрой я договорился о том, что в его офисе мы поставим рабочее место. Из дома притащил рабочий стол, за которым когда-то делал школьные уроки, и на работу администратором позвал Олега Герасименко — своего друга и соседа. Вторым администратором и по совместительству программистом был наш бывший коллега по НИИ, Лаврентий Новицкий. Чуть позже к работе администратора подключилась Лариса Мась — жена Алексея. Так как доходов от системы в то время практически не было, то зарплату сотрудникам приходилось платить из собственного кармана, а точнее отдавать часть своей зарплаты…

Прошел почти год. В сеть вступали все новые и новые ресурсы. Мы были на волне. О системе начали писать, брать у нас интервью. И это давало свои плоды. После публикации довольно толковой статьи о баннерной системе в газете KyivPost меня пригласили пообщаться менеджеры инвестиционной компании SigmaBleyzer. Общение было довольно занятным. Наш разговор быстро перешел примерно в такое русло:

Они: У нас есть много денег. Мы хотим инвестировать миллионы.

Я: А толку с ваших миллионов, количество пользователей интернет в Украине мало, и, потратив много денег, вы очень долго не получите прибыль…

Я в то время особо не разбирался в этих самых инвестиционных раскладах и просто говорил то, что думал…

За несколько следующих лет я увидел довольно много примеров бездумных действий инвесторов. Схема была примерно следующей. Имелся небольшой перспективный проект или просто идея. Приходил инвестор с деньгами, на эти большие деньги снимался офис в центре, набиралась толпа сотрудников с приличной зарплатой, начиналась бурная деятельность. Затратная часть компании рассчитывалась не из реальных потребностей и перспектив, а потому, что надо было потратить деньги инвестора. Сам же по себе бизнес не позволял получить адекватной отдачи от затраченных денег просто в силу слабого развития интернета в Украине. Компания раздувалась как пузырь, а потом лопалась, когда инвестор начинал требовать финансовые показатели. Нам на своей шкуре пришлось почувствовать результаты таких схлопываний. О нескольких наиболее крупных примерах можно почитать здесь: http://korrespondent.net/tech/technews/572750.

В конце 1999 года у нас наметились и другие проблемы. Дело в том, что баннерная система с одной стороны являлась нашим персональным проектом, с другой стороны была завязана на ЛакиНет. Сервер физически находился в гермозоне ЛакиНет, а я был сотрудником этой компании. Руководство компании больше интересовали каналы, оборудование, сервера, а не интернет-контент. Хотя в этом же 1999 году к выставке компания «Лаки Нет» при непосредственном участии Украинской Баннерной сети выпустила первый выпуск Желтых Страниц интернет. Но это отдельная история.

В руководстве «Лаки Нет» намечались большие перестановки. Возник довольно серьезный конфликт между президентом Сергеем Гульчуком и владельцем компании. В результате конфликта новым президентом стал Артур Габович. Потихоньку в компании начали меняться и взаимоотношения. Почти все старые сотрудники горячо поддерживали старого руководителя, многие из них со временем перешли работать в другие компании. Мне же было предложено стать руководителем web-отдела, а баннерную систему сделать непосредственно проектом ЛакиНет. Я отказался от предложения и, чтобы как-то оформить свои авторские права, довольно оперативно получил авторское свидетельство на систему и подал заявку на регистрацию торговой марки.

Система росла. Мы поменяли сервер системы на более мощный, совершенствовали программное обеспечение. Со временем у нас с Алексеем шло разделение обязанностей. Я больше углублялся в техническую и программную часть системы, пытаясь выдавить максимальную производительность на существующем «железе». Он же все больше занимался продвижением системы, общением с рекламодателями и владельцами ресурсов. В начале 2000-го года к нему обратился Александр Сорока (IPTelecom) с предложением создать совместный web-проект. В этом проекте Сорока с компаньонами участвовал финансово, мы как рекламная система предоставляли баннерные показы на раскрутку проекта. В результате родился UaPortal. Алексей с интересом увлекся новой идеей, ушел с работы в Нацбанке сделавшись директором и вождем UaPortal. Ну а практически все заботы по баннерной системе легли на меня.

В апреле 2000 года мы приняли участие в своей первой выставке, проходившей в украинском доме и называвшейся «Телеком и Интернет 2000». Там же случился курьезный случай. Для того чтобы поучаствовать в выставке, я взял отпуск на своей основной работе. Однако работы по системе становилось все больше, да и мне самому хотелось полностью уйти в свой бизнес. В июне 2000 года я уволился из ЛакиНет.

Уже в то время мы понимали, что для того, чтобы развиваться, необходимо осваивать смежные направления бизнеса. Параллельно с вышеописанными событиями мы вели переговоры о создании интернет рекламного агентства. Наиболее сговорчивой и легкой на подъем оказалась Татьяна Попова, в то время директор рекламного агентства Медиа-эксперт. Мы довольно быстро оговорили условия, нашли сотрудников, арендовали помещение. В августе 2000 года появилось рекламное агентство «Интернет-Эксперт», учредителями которого были Попова, Мась и я. По нашим договоренностям агентство имело эксклюзивные права на продажу рекламы баннерной сети. Да и поселились мы в одном офисе на Горького 5. Это был первый собственный офис Украинской Баннерной.

Дела шли хорошо — появлялись новые рекламодатели, как на баннерную рекламу, так и на другие рекламные услуги. Это было относительно спокойное время. Возникавшие проблемы были в основном технические. О них стоит написать отдельно. Сервер с площадки ЛакиНет переехал на площадку нового интернет-провайдера «Колокол». Основным результатом переезда стало то, что за размещение сервера системы мы начали платить деньги. Хотя и меньшие, чем нам пришлось бы платить согласно тарифам того времени. С этого момента началась борьба за трафик, продолжавшаяся несколько лет. Дело в том, что баннерная система, отдающая миллионы баннеров в день, генерирует многие гигабайты трафика. Даже учитывая то, что оплачивали мы только зарубежный трафик, сумма получалась немаленькая (по тем временам 1Гб стоил примерно 100$). По всем подсчетам выходило, что если ничего не сделать, то затраты на размещение сервера будут больше, чем деньги, получаемые нами за рекламу.

Первым самым простым решением было вынести картинки баннеров на зарубежный хостинг. Однако и в этом случае получалось очень дорого. Дело в том, что показ баннера — это 2 запроса к серверу системы. Первый — это запрос ссылки на рекламу, а второй — непосредственно сама реклама, то бишь картинка баннера. Так вот на этих самых небольших первых запросах набегала ощутимая сумма…

В результате было придумано новое решение — разнести баннерную систему географически. Был установлен сервер за рубежом, а система доменных имен настроена так, что для украинских пользователей banner.kiev.ua имел украинский IP адрес, зато все остальные пользователи интернет попадали на зарубежный сервер. Поначалу мне даже пришлось написать свой сервер доменных имен, названный SmartNs, который реализовывал данное деление по IP. Cо временем мы перешли на общепринятое программное обеспечение, имеющее аналогичные возможности, но на тот момент это приходилось делать самому.

Зачем я это все пишу? Дело в том, что подобные вещи чаще всего остаются за кулисами. И то, что для пользователя простое нажатие мышки и доли секунды до появления ответа, для разработчиков — многие часы поиска и реализации решения.

Кроме того мы все время искали наилучшие условия для размещения сервера. За пару лет сервер баннерной системы побывал на технических площадках таких провайдеров как: Colocall, Golden Telecom, DG, Wnet

Развитие системы нельзя назвать легким — все время приходилось решать технические и финансовые проблемы.

В 2001 году произошло еще одно важное событие в жизни системы — у нас появился новый программист, Иван Савченко aka bymer. За все время работы в IT-сфере мне редко приходилось встречать таких талантливых и грамотных разработчиков. Постепенно им было переписано программное обеспечение системы — интерфейс пользователя, web-сервер системы, система синхронизации данных.

А я начал постепенно отходить от решения программных вопросов системы. Да и у меня самого возникли новые идеи, которые требовали времени на обдумывание, реализацию и продвижение. Ну и, положа руку на сердце, работа с технической частью баннерной системы мне порядком поднадоела, а новые идеи увлекали.

В 2003 случилось еще одно важное для нас событие, которое позволило нам почувствовать себя намного стабильней и уверенней — мы купили собственное помещение под офис. Аренда офиса составляла значительную сумму для нас, да и тратились эти деньги фактически впустую. У меня возникла простая идея (если честно, то идею подала мне Таня Попова, наш компаньон по Internet Expert). Мы в кредит покупаем помещение, и платим за кредит те же деньги что и за офис, да только через некоторое время офис становиться нашим.

Оставалась самая малость: найти деньги на первый взнос и ремонт, а также договориться с банком о кредите. За пару месяцев мы оббегали всех своих знакомых с просьбами одолжить деньги. У нас была определенная сумма, которой все равно не хватало на те предложения, которые были на рынке. Но все таки нам повезло: появилось предложение о продаже квартиры как раз в том районе, который нам был нужен, и за те деньги, которые у нас были.

  1. Круглый стол. Украинский Internet: проблемы, достижения, цифры и факты.
  2. 10 лучших украинских Web-компаний.
  3. A new kind of advertising.